Избранные сочинения

Оуэн Р.
Роберт Оуэн (1771-1858) — выдающийся английский социалист-утопист, сорок лет проповедовавший идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда. Оуэн — единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества. Перевод с английского и комментарий С. А. Фейгиной. Вступительная статья В. П. Волгина.
В первый том избранных сочинений Оуэна вошли: Доклады и речи 1815 — 1820 гг., Конституция общины «Новая Гармония», Статьи и сообщения из журнала «Кризис».
Во второй том вошли произведения 1836 — 1849 гг.: «Из книги о новом нравственном мире», «Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или Грядущий переход от неразумия к разумности», «Взгляды автора на религиозный вопрос» и «Принципы и практика рациональной религии».


Скачать — PDFDJVU

Дополнительно: Каменский А.В. «Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность»

Оуэн (Owen) Роберт (14.5.1771, Нью-таун, Уэльс, — 17.11.1858, там же), английский социалист-утопист. Сын ремесленника. Окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 служил в торговых заведениях. В конце 80-х — начале 90-х гг. сблизился с английским физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошел в литературно-философское общество. С 1791 предприниматель. В 1794-95 основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800-29 был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия). Важным моментом в формировании мировоззрения О. явился разрыв с ортодоксальным христианством. Знакомство с рационалистически-материалистической философией Просвещения привело О. к выводу, что ее идеалы столь же далеки от воплощения, как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социально-психологические («порча характера» правящих и управляемых), последствия промышленного переворота и исходя из социологических и этических концепций просветительской философии, О. пришел к представлению о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные и исторические судьбы. Согласно О., во главе общества испокон веков стояли люди, которые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип свободы воли, к которому он сводил все буржуазные учения, О. утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господствующим классам. Человек есть, по О., продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их. Эта по сути материалистическая идея ориентировала на действенное преобразование окружающей среды. Но О., механистически-материалистическое мировоззрение которого было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом, понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. О. полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей.
Вплоть до середины 1820-х гг. О. не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности, который может быть условно назван буржуазно-филантропическим, О. изложил в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера» (1812-13). В условиях благоприятной экономической конъюнктуры конца 18 — начала 19 вв. О. путем «перевоспитания» и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.
Однако в условиях экономического кризиса 1815-16 и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решительное сопротивление компаньонов О. (квакер У. Аллен, философ И. Бентам и др.). Разработанные О. проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и «План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа» встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. О. сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на других капиталистических предприятиях, «остаются рабами». Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, О. приходит к убеждению, что «волшебная сила машин», обращенная при «существующей системе» против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. Опираясь на некоторые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, осуществление элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием), О. в марте 1817 выдвинул «план» расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни О.-переход на позиции утопического социализма. В 20-е гг. О. создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал ряд просветительских учреждений, журналов. Покинув в 1829 Нью-Ланарк, О. целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической коммунистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836-44).
Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «поселки общности» образуют федерацию, способную, по мнению О., продемонстрировать свое экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений. По инициативе О. в 30-е гг. были созданы организации «Базары справедливого обмена» (1832-34) и «Великий национальный союз профессий» (1833-34), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества. Как отмечал В.И. Ленин, О. не учитывал «…такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» (Полн. собр. соч., 5 издание, т.45, с.375). Тем самым О., как и другие социалисты-утописты, не смог «…ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (там же, т.23, с.46). Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистическое учение О. и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей; социалистами их стали называть с середины 1820-х гг.) сыграло значительную роль в просвещении английского рабочего класса, дало определенный толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же О. в конце жизни, особенно после поражения революций 1848-49, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.
Тем не менее исторические заслуги О. неоспоримы. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием самих рабочих. О. различил в производительных силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением общественной собственности на средства производства. Поэтому мечтания О. о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал О. «родоначальником английского социализма…» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 издание, т.2, с.459). Оценивая значение деятельности О. для английского рабочего движения первых десятилетий 19 в., Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна» (там же, т.20, с.274). Идеи О. оказали также влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. В России имя О. было известно уже в середине 2-го десятилетия 19 в. Определенное влияние его идей испытали петрашевцы, а также А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов и другие революционеры-демократы.

Боковая колонка